Дума муниципального образования город Армавир или Армавирская городская Дума Vсозыва является представительным органом муниципального образования город Армавир и обладает правами юридического лица. Она избрана в 2010 году в составе 35 депутатов. На сегодняшний день в ней замещено 34 мандата, в связи с избранием 14.10.2012 года Дорошенко А.Н. депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края.

Структура Армавирской городской Думы в 2012 осталась неизменной: в ее составе функционировали 6 постоянных комиссий по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, по социальной политике, по финансам, бюджету и налогам, по промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту, связи и предпринимательству, по вопросам муниципальной собственности, приватизации и земельным отношениям, по правовым вопросам, местному самоуправлению и защите прав и свобод граждан. В Думе работают 2 фракции: фракция ВПП «Единая Россия» в составе 26 депутатов и фракция КПРФ в составе 6 человек. Имеется отдел по организации деятельности Армавирской городской Думы. Председатель осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Депутатский корпус, как и в предыдущие годы, основное внимание уделял решению вопросов, отнесенных к его компетенции, реализовывал контрольные и представительские функции в соответствии с планами работы, утвержденными на сессиях городской Думы, предложениями, поступившими от главы и администрации муниципального образования город Армавир, от депутатов и непосредственно от избирателей.

Основной формой работы Думы являются сессии.

В отчетный период проведено 12 сессионных заседаний, рассмотрено 154 вопроса, принято 134 решения, 31 решение носит нормативно-правовой характер.

Из 134 проектов решений, внесенных в 2012 году субъектами правотворческой инициативы на рассмотрение Думы, 77 проектов решений направлены главой города (57%), 57 проектов решений внесены депутатами (43%). Наиболее активными составителями проектов решений, внесенных главой были:

- управление финансов – 16;

- управление архитектуры и градостроительства – 11;

- заместители главы – 9;

- управление имущественных отношений – 7;

- управление экономики – 5 и др.

  Явка депутатов Армавирской городской Думы на сессии в среднем составила 72 %.

Как и в предыдущие годы, городская Дума работала в тесном контакте с главой и администрацией города, что и способствовало успешному совершенствованию ранее принятых муниципальных правовых актов, разработке новых правовых документов в их соответствии требованиям федерального и краевого законодательства.

Из наиболее значимых решений нормативно-правового характера, принятых Думой в 2012 году, особо надо выделить следующие:

         - Об утверждении программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2012-2015 годы (от 20.02.2012 № 303);

         - О внесении изменений в решении Армавирской городской Думы от 27.12.2011 № 280 «О создании контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир и утверждении Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования город Армавир» (от 20.02.2012 № 304);

         - О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир» (от 29.03.2012 № 327);

         - О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 02.11.2006 № 234 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании город Армавир» (от 18.10.2012 № 390);

         - О местном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (от 29.11.2012 № 402);

         - О принятии новой редакции Устава муниципального образования город Армавир (от 11.07.2012 № 353);

         - О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 20 июля 2006 года № 196 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования город Армавир» (от 29.11.2012 № 408).

         Кроме этого, были приняты важные решения, не являющиеся нормативно-правовыми, но всесторонне затрагивающие интересы граждан города, из них такие, как:

         - Об итогах оперативно-служебной деятельности отдела МВД России по городу Армавиру за 2011 год (от 20.02.2012 № 302, от 29.11.2012 № 396);

         - Об определении победителей конкурса на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления муниципального образования город Армавир» в 2011 году и об участии в краевом конкурсе на звание «Лучший орган территориального общественного самоуправления» (от 20.02.2012 № 311);

         - Об информации МИФНС России № 13 по Краснодарскому краю о постановке на налоговый учет иногородних предпринимателей и организаций (от 29.03.2012 № 321, от 27.04.2012 № 334);

         - О работе Управляющих компаний на территории муниципального образования город Армавир (от 29.03.2012 № 324);

         - Об утверждении индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (от 29.11.2012 № 399);

         - О развитии городской зоны отдыха в районе пруда на территории муниципального образования город Армавир (от 29.11.2012 № 406).

         В течение 2012 года проведены публичные слушания с участием депутатов по следующим проектам решений городской Думы: «О принятии Устава муниципального образования город Армавир»; «Об исполнении местного бюджета за 2011 год»; «О внесении изменений в решение Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир»; «О местном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Предварительная нормотворческая работа, подготовка проектов решений городской Думы к рассмотрению на сессиях городской Думы проходила на заседаниях постоянных комиссий Думы с обязательным участием разработчиков проектов и иных заинтересованных лиц.

В отчетном году постоянными комиссиями проведено 74 заседания, в ходе которых рассмотрено 503 различных вопроса: проекты решений, информации о выполнении городских целевых программ и действующих решений Думы, о работе структурных подразделений администрации муниципального образования город Армавир, об обращениях граждан и организаций по самым различным жизненным проблемам.

Конечно же, главным вопросом, который фактически так или иначе рассматривался на каждой сессии, был вопрос о бюджете. Такая ситуация создалась из-за изменения требований федерального законодательства к организации бюджетного процесса, а также сложности, напряженности бюджета 2012 года, которая требовала немало усилий от администрации, налоговых органов и депутатов для его наполнения и выполнения тех обязательств, которые были взяты на отчетный год, и особенно в социальной сфере. Совместно с администрацией нам удалось по большинству позиций финансовые обязательства выполнить.

В создавшихся финансовых условиях приоритет комиссии по финансам, бюджету и налогам был очевиден.

Многие свои заседания (а их проведено 11, заслушан 81 вопрос) комиссия посвятила проблеме пополнения бюджета города за счет привлечения к уплате налогов сторонних организаций и предпринимателей, выполняющих работы на территории города Армавира. Пусть результаты этой работы не впечатляют, но они уже есть и, надеемся, будут расти. Это так необходимо и в связи с тем, что бюджет на 2013 год не менее напряжен, чем предыдущий.

При всей важности вопросов, обсуждаемых постоянной комиссией по финансам, бюджету и налогам, нисколько не умаляю продуктивности и результативности работы других постоянных комиссий, их заметного желания привнести в ход заседаний что-то новое.

Комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (12 заседаний, 62 вопроса) самое пристальное внимание уделила индивидуальным запросам и жалобам избирателей. При этом заявители в обязательном порядке принимали непосредственное участие в рассмотрении их вопросов.

Комиссия по промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту, связи и предпринимательству (проведено 9 заседаний, рассмотрено 66 вопросов) ранее ограничивалась слушанием отчетов о работе промышленных, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. В 2012 году депутаты этой комиссии приняли самое активное участие в разработке стратегии развития города на предмет превращения его в реальный промышленный центр Кубани.

Плодотворной была работа комиссии по вопросам муниципальной собственности, приватизации и земельным отношениям (проведено 12 заседаний, обсуждено 86 вопросов). Новое в работе этой комиссии – усиление контроля за выполнением плана приватизации муниципальной собственности и ее эффективным использованием.

В работе комиссии по социальной политике (14 заседаний, рассмотрено 78 вопросов), основное внимание было уделено проблемам реализации целевых программ, касающихся социальной сферы, а также вопросам о конкретных мероприятиях, направленных на улучшение качества жизни избирателей (заработная плата, медицинское обслуживание, повышение качества обучения в дошкольных детских учреждениях и общеобразовательных школах, проблема занятости населения и др.).

Также надо отметить эффективную работу постоянной комиссии по правовым вопросам, местному самоуправлению и защите прав и свобод граждан, которая провела 16 заседаний и рассмотрела 135 вопросов. Здесь хотелось бы заострить внимание на принципиальном подходе депутатов к обсуждению ряда проблем, которые имеют общегородское значение, отметить глубокую и всестороннюю их подготовку к этому обсуждению, выработку таких решений, которые не только объективно оценивают работу какого-нибудь органа, но и  нацеливают на конкретные действия, осуществив которые можно улучшить ситуацию. А в качестве примера можно сослаться на решения «О работе управляющих компаний на территории муниципального образования город Армавир», «Об отчете «Об итогах оперативно-служебной деятельности отдела МВД России по г. Армавиру за 9 месяцев 2012 года».

В своей нормотворческой деятельности городская Дума активно сотрудничала со многими отделами и управлениями администрации города, прислушивалась к мнению общественных организаций и отдельных граждан. Но особенно тесно Дума осуществляла взаимодействие с прокуратурой, которое, как и прежде, имело конструктивный характер.

Прокуратура принимала непосредственное участие в разработке новой редакции Устава города, в слушаниях по его публичному обсуждению, предварительно рассматривала готовящиеся к утверждению на сессиях документы и проекты решений, что позволяло на стадии их обсуждения в комиссиях выявлять недочеты, несоответствия действующему законодательству и вносить в них необходимые коррективы. Традиционно документы, принятые Думой, так же направлялись в прокуратуру, где рассматривались в порядке надзора.

В целом в 2012 году в адрес прокуратуры было направлено:

- проектов решений – 136, из них НПА – 34;

- принятых решений, в том числе и в электронном виде – 115, из них НПА – 29.

- заключений по результатам антикоррупционной экспертизы – 33.

За отчетный период в адрес Армавирской городской Думы из прокуратуры поступили следующие акты прокурорского реагирования:

- 1 представление «об устранении нарушений ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (отмеченные в нем нарушения закона устранены);

- 2 протеста:

- на решение Думы от 27.12.2011 № 280 «О создании контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир и утверждении Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования город Армавир» (протест удовлетворен);

- на решение Думы от 24.02.2011 № 160 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Армавирской городской Думы и урегулированию конфликта интересов» (протест удовлетворен);

- 1 отрицательное заключение на проект решения «О внесении изменений в решение Думы от 29.07.2010 № 70 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир» (проект решения отправлен вносителю проекта на доработку).

  В 2011 году количество протестов, представлений и отрицательных заключений на проекты решений составило 11 единиц, в 2012 году – всего 4, что позволяет судить о растущем качестве документов, разрабатываемых и утверждаемых на сессиях Думы.

В 2012 году в отношении решений Армавирской городской Думы было подано в суд 2 заявления и 1 апелляционная жалоба, из них:

- от граждан – 2 (в удовлетворении исковых требований отказано, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения),

- от прокуратуры города Армавира – 1 (дело производством прекращено).

В соответствии с положением «О награждении Почетной грамотой Главы города Армавира и Армавирской городской Думы» в отчетный период было награждено 18 граждан города, 3 национально-культурных объединения, действующих на территории города, 1 приемная семья.

Работа с обращениями, заявлениями и жалобами граждан в отчетный период осуществлялась в соответствии с Федеральном законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения рассматривались как эффективное средство осуществления и укрепления связей с населением, как важный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов.

В отчетный период в Армавирскую городскую Думу поступило 668 единиц входящей корреспонденции. Из них:

         из Законодательного Собрания Краснодарского края – 64;

         из прокуратуры города Армавира – 17;

         из администрации муниципального образования г. Армавир - 315;

         от организаций и предприятий города - 156;

         от жителей города Армавир - 116.        

Граждане обращались в Думу лично, направляли индивидуальные и коллективные обращения письменно, а также ставили вопросы во время приема Председателем и депутатами, на встречах граждан в микрорайонах города и т.д.

Анализ поступившей корреспонденции от жителей города показал, что

к наиболее часто затрагиваемым вопросам относятся:

  - о деятельности ТСЖ и управляющих компаний-31;

  - об улучшении жилищных условий-17;

  - о благоустройстве и озеленении территорий города-14;

  - о земельном налоге и арендной плате на землю-13;

  - о строительстве, реконструкции и ремонте дорог-9;

  - об оплате коммунальных услуг и предоставлении по ним льгот и субсидий-7;

  - иные-28.

Все обращения и заявления граждан, учреждений и организаций внимательно рассматриваются депутатами и работниками отдела Думы. В 2012 году отправлено 767 единиц исходящей корреспонденции, в том числе жителям Армавира 144 единицы. Остальная исходящая корреспонденция распределилась следующим образом:

         - в Законодательное Собрание Краснодарского края адресовано 67 единиц корреспонденции;

         - в администрацию города Армавира - 356 единиц корреспонденции;

         - в прокуратуру города Армавира - 52 единицы корреспонденции;

         - в организации и предприятия города - 148 единиц корреспонденции.

Важное место в работе Думы отводилось работе депутатов в избирательных округах непосредственно с населением. Эта работа осуществлялась преимущественно через депутатские центры, имеющиеся в каждом округе. Центры уже работают более полутора лет. В них находятся координаторы, с которыми по любому вопросу можно встретиться в рабочие дни недели, как правило, с 14 до 18 часов. Кроме того, в центрах в соответствии с публикуемым в «Армавирском собеседнике» графиком, один раз в месяц ведут прием избирателей депутаты конкретного округа. Наличие депутатских центров, накопившийся за 1,5 года пусть и не всегда положительный опыт, дают основания полагать, что эта форма при условии соблюдения всех условий их деятельности себя оправдывает и содержит в себе резервы для улучшения.

По нашим данным через центры осуществлено 456 приемов депутатами, на которых побыло 1149 избирателей. Значительно ускорено решение многих вопросов, исполнено больше индивидуальных просьб. С помощью координаторов возможна встреча избирателя с любым депутатом округа, что не всегда было возможно при прежней системе работы с населением, если ее можно было назвать таковой.

В 2012 году на должном уровне была организована работа общественной приемной ВПП «Единая Россия», где прием вели депутаты из фракции «Единой России». Состоялся 281 прием депутатами - единороссами, через которые прошло 125 избирателей.

В практику работы депутатов также вошло активное сотрудничество с общественными организациями, с ветеранами, студенческой молодежью. Они также участвовали в различного рода городских и краевых акциях. Так по инициативе работающего внутри Думы Совета молодых депутатов в основном за их счет осуществлена реставрация памятника погибшим армавирским партизанам в селе Новопрохладном Республики Адыгея. Депутаты вложили свою скромную лепту в восстановление памятника спецназовцам, погибшим в горячих точках. Более 200 тысяч рублей направлено попавшим в страшную беду крымчанам. Многие депутаты побывали на месте трагедии и оказали разного рода помощь потерпевшим, используя возможности своих учреждений и предприятий.

Большинство депутатов принимает самое активное участие в мероприятиях городского масштаба, является частыми гостями в школах, медицинских учреждениях, ветеранских организациях, тесно сотрудничает с руководителями ТОС, квартальными, старшими по домам. Во многих случаях взаимодействие с указанными категориями сопровождается конкретной финансовой или материальной помощью. По нашим пока еще неполным подсчетам только финансовая спонсорская помощь в 2012 году была оказана депутатами на сумму, превышающую 3,6 млн. рублей. Если к этому прибавить стоимость оказанной материальной помощи (стройматериалы, оргтехника, помощь в ремонте и др.), то сумма составляет более 4,5 млн. рублей.

Информирование населения города о деятельности Армавирской городской Думы в отчетном периоде осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Уставом города, Положением о порядке организации доступа к информации о деятельности Армавирской городской Думы.

Все мероприятия Думы: сессии, заседания постоянных комиссий, депутатские слушания, деятельность избирателей в своих избирательных округах, приемы депутатов проходили в открытом режиме и освещались в средствах массовой информации.

Ежемесячно в газете «Армавирский собеседник» публиковались и публикуются репортажи о прошедших сессиях, а также сами решения Думы.

В городской газете также выходили рубрики, в которых освещались мнения депутатов по разным вопросам, мероприятия с их участием и работа городских парламентариев в избирательных округах.

Кроме этого систематически выходили в эфир местного телевидения сюжеты о деятельности Армавирской городской Думы. Скажу только, что качество репортажей и сюжетов нас не всегда устраивало по причине их неполноты, в некоторых случаях неверной расстановки акцентов и отсутствия хотя бы кратких комментариев депутатов или руководства Думы и председателей постоянных комиссий.

В отчетном периоде продолжалась работа официального Интернет сайта Армавирской городской Думы www.armduma.ru, где размещалась информация о её деятельности, в том числе, обязательная для размещения в сети Интернет в соответствии с действующим законодательством.

На сайте также имеются историческая справка о городе и его представительном органе власти, структура и телефоны сотрудников отдела по организации деятельности Армавирской городской Думы, информация о депутатах и графиках их приемов, о комиссиях и фракциях Армавирской городской Думы, порядок обращения граждан и оспаривания решений, планы и графики работы Думы, а также депутатских центров.

В 2012 году зафиксировано 871 посещение сайта. Общее их количество за все время его существования составило 4548. На сайте размещено 960 материалов, из них в 2012 году - 165 материалов.

В 2013 году планируется перейти на новую версию программного обеспечения, обеспечивающего функционирование сайта и обновление его оформления, что должно привести к улучшению работы в целом и облегчить пользователям поиск необходимой информации.

Председатель Думы, реализуя свои полномочия, выстраивал работу городской Думы в соответствии с Уставом города и её Регламентом, председательствовал на сессиях, организовывал работу депутатов и постоянных комиссий, представлял её в отношениях с главой и администрацией города, а также иными органами власти и организациями.

Правовое, организационное, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение осуществлялось отделом по организации деятельности Армавирской городской Думы. Основными функциями отдела являются: подготовка сессий, заседаний постоянных комиссий, работа с обращениями граждан и организаций, оформление принятых правовых актов, работа по анализу действующих муниципальных правовых актов на соответствие действующему законодательству.

Финансовое обеспечение деятельности Армавирской городской Думы в 2012 году осуществлялось в установленном действующим законодательством порядке в пределах средств, предусмотренных её сметой. Они были запланированы в объеме 7 096 300,00. Исполнение сметы по итогам года составило 7 030 003,71 – 99%.

В целом, на наш взгляд, городская Дума работала продуктивно, но в то же время необходимо отметить и ряд недостатков в её деятельности. Это:

         - недостаточное осуществление контроля за исполнением принятых решений, прежде всего со стороны постоянных комиссий;

          - недостаточная работа городской Думы по поиску путей повышения доходной части бюджета, по снижению необоснованных расходов бюджета;

          - неисполнение депутатами городской Думы в полном объеме наказов избирателей;

          - слабая посещаемость отдельными депутатами заседаний постоянных комиссий и сессий;

         - нечеткость в работе некоторых депутатских центров и их координаторов, инертность в деятельности отдельных депутатов городской Думы.

Задачи, стоящие перед Армавирской городской Думой в 2013 году

          - дальнейшее совершенствование муниципальной правовой базы по вопросам местного значения;

          - принятие эффективных мер, направленных на повышение доходной части бюджета города и на достаточное финансирование городских программ социальной направленности;

          - обеспечение мер по выполнению программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья;

          - разработка совместно с Администрацией города мер по дальнейшему благоустройству города, росту безопасности движения транспорта, действенному обеспечению безопасности населения;

          - установление обоснованных местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;

          - осуществление контроля за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления своих полномочий по эффективному решению вопросов местного значения;

          - повышение персональной ответственности депутатов за систематическое активное участие в работе постоянных комиссий и сессий городской Думы, за планомерный прием граждан в депутатских центрах и общественной приемной ВПП «Единая Россия».

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что итоги работы Армавирской городской Думы за 2012 год в целом можно признать положительным. Многие успешные решения задач экономической и социальной политики в нашем городе стали возможными благодаря конструктивному взаимодействию Армавирской городской Думы с главой и администрацией города, Советом директоров промышленных предприятий, со многими общественными организациями и непосредственно с населением города. Особо хочу выразить благодарность губернатору Краснодарского края Ткачеву Александру Николаевичу, председателю Законодательного Собрания Краснодарского края Бекетову Владимиру Андреевичу, первому вице-губернатору Хатуову Джамбулату Хизировичу за их огромную помощь городу; благодаря ей стали возможными те заметные достижения, которые имели место в работе Главы города и администрации, в работе, к которой были причастны и депутаты городской Думы.