В системе органов местного самоуправления представительному органу – Армавирской городской Думе отводится особое место, поскольку именно она выражает волю всего населения, принимает от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования город Армавир.

В нынешнем составе Дума была сформирована на выборах 14 марта 2010 года в количестве 35 депутатов, представляющих интересы избирателей 7 пятимандатных округов. Все депутаты, исключая председателя, работают на непостоянной основе, т.е. совмещают депутатские дела с основной работой.

В Думе действуют 2 фракции:

- фракция «Единой России» в количестве 27 человек;

- фракция «КПРФ» в количестве 6 человек.

Создан и активно работает Совет молодых депутатов из 8 человек, которые также вошли в Совет молодых депутатов Краснодарского края (председатель Дорошенко А.Н.).

Работа Думы осуществлялась по многим направлениям, но основными из них были:

- внесение изменений в Устав города и подготовка его к утверждению на сессии;

- обсуждение и принятие планов и программ развития города;

- утверждение бюджета города, внесение в него изменений и контроль за его исполнением;

- подготовка правовых актов и утверждение их в целях создания нормальных условий для работы администрации, ее управлений и отделов;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения;

- контроль за исполнением ранее принятых решений.

За 2011 год проведено 17 сессий, рассмотрено 179 вопросов, принято 160 решений (из них носящих нормативно-правовой характер – 39). Основное количество проектов решений 95 - поступило от Главы города, депутаты подготовили их 65.

Работа Думы осуществлялась по полугодовым планам. При этом основное внимание уделялось самым актуальным вопросам жизни города, которые и включались в повестку дня сессий и заседаний постоянных комиссий.

Важное место в деятельности Думы занимала работа постоянных комиссий. По количеству их 6, в каждой состоит 5-6 депутатов с решающим голосом, остальные депутаты имеют возможность участвовать в заседаниях с правом совещательного голоса. Все комиссии строили свою работу в тесной взаимосвязи с профильными структурными подразделениями городской администрации. В течение 2011 года ими в общей сложности проведено 81 заседание.

За неимением времени нет возможности хотя бы в общих чертах проанализировать работу каждой комиссии, но есть все основания считать, что все они работали продуктивно и напряженно, что подтверждает количество рассмотренных на их заседаниях вопросов – 475, из которых многие стали предметом обсуждения на сессиях Думы. Как правило, проекты правовых актов готовились добротно, что способствовало принятию их на сессиях большинством голосов. Однако отдельные получили возражение со стороны прокуратуры города, представители которой обязательно присутствуют на всех сессиях Думы и многих заседаниях постоянных комиссий, а также анализируют проекты решений заранее.

За отчетный период в Думу поступило 11 актов прокурорского реагирования:

- 5 протестов прокурора (4 из них отклонено, 1 - удовлетворен частично);

- 1 представление (удовлетворено, приняты необходимые меры по приведению документа в соответствии с законодательством);

- 5 заключений на 4 проекта решений и 1 на решение Думы (2 из них удовлетворены, 2 не удовлетворены и 1 еще не рассмотрено).

На некоторые решения городской Думы в 2011 году подано в суд 6 заявлений, из них:

от граждан – 3;

от прокуратуры г.Армавира – 2;

от организаций – 1.

Результаты рассмотрения:

В удовлетворении требований отказано – 3;

Оставлено без рассмотрения – 1;

Производство по делу прекращено – 2;

Разумеется, тем, что большинство протестов, представлений и заключений отклонено, что все судебные решения приняты в нашу пользу, мы особенно не обольщаемся и полагаем, что всего этого можно было бы избежать при условии более тщательной подготовки документов в ходе обсуждения на комиссиях и при более тесном взаимодействии с прокуратурой.

Отмечу также некоторые негативные моменты в работе постоянных комиссий. Это частые проблемы с кворумом, несвоевременность предоставления материалов к обсуждению отделами и управлениями администрации, затянутость заседаний из-за большого числа вопросов в повестке дня, несоблюдение их регламента и др.

К важнейшему направлению работы городской Думы относится контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами и самой Думой ранее принятых правовых актов.

Чаще всего в порядке контроля на сессиях и заседаниях постоянных комиссий заслушивались такие вопросы как:

- Об исполнении бюджета (поквартально, по полугодиям и в целом за год);

- О ходе реализации индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования город Армавир на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;

- О рассмотрении вопросов, поставленных администрацией и руководством Законодательного Собрания Краснодарского края на контроль в ходе открытой сессии Армавирской городской Думы 28 февраля 2011 года;

- «О ходе выполнения решения Армавирской городской Думы от 06.11.2008 № 499 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие терроризму и экстремизму, минимизация и ликвидация последствий их проявлений на территории муниципального образования город Армавир на 2009-2011 годы»;

- «Об организации и проведении муниципального земельного контроля за период с 2005 года по 2011 год на территории муниципального образования город Армавир»;

- О работе управляющих компаний на территории муниципального образования город Армавир;

- О перспективах развития теплоснабжения муниципального образования город Армавир и др.

Информирование о работе Думы и доступ к её различным документам осуществлялись следующим образом:

1) обнародование (опубликование) информации в газете «Армавирский собеседник», подробные репортажи на телеканалах (кстати, установленный 30-дневный срок публикации решений Думы ни разу не нарушался);

2) размещение информации в сети Интернет;

3) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях постоянных комиссий и сессиях Армавирской городской Думы;

4) предоставление информации о работе Думы по запросу общественных организаций и официальных органов;

5) ознакомление с работой Думы и её комиссий в ходе встреч Председателя Думы и депутатов с избирателями и различными общественными организациями.

Также информация о деятельности Думы предоставляется в устной форме (во время приема или по телефону).

В 2010 году был открыт официальный сайт Армавирской городской Думы. За 2010-2011 годы его посетило 3677 пользователей. На сайте размещено 748 различных материалов (в том числе проекты и решения Думы, информационные статьи, информация о депутатах, комиссиях, фракциях и т.д.), из них за период 2011 года размещено 288 материалов.

Решения Армавирской городской Думы также систематически передаются в библиотеку имени Е.Н.Крупской в центр правовой информации, в правовые системы «Консультант +» и «Гарант».

Работа Армавирской городской Думы с обращениями граждан строится с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Устава муниципального образования город Армавир, Положения о доступе к информации о деятельности Армавирской городской Думы.

За 2011 год в Думу поступило 874 единицы письменных обращений от избирателей, учреждений, предприятий и организаций по различным вопросам, из них:

1. От жителей г. Армавира - 120 единиц. Основные темы обращений:

- вопросы деятельности ТСЖ и управляющих компаний;

- улучшение жилищных условий;

- оплата коммунальных услуг и предоставление по ним льгот и субсидий;

- о капитальном ремонте и реконструкции жилого фонда;

2. Из Законодательного Собрания и администрации Краснодарского края - 102 единицы.

3. Из прокуратуры города Армавира - 40 единиц.

4. От администрации муниципального образования город Армавир - 416 единиц;

5. От организаций и предприятий города - 196 единиц.

За отчетный период отправлено 1014 единиц исходящей корреспонденции, в том числе:

1. Жителям города - 118 единиц.

2. В Законодательное Собрание Краснодарского края - 59 единиц.

3. В Прокуратуру города - 120 единиц.

4. В Администрацию муниципального образования город Армавир, администрацию края, государственные органы власти - 456 единиц.

5. В организации и предприятия города - 261 единица.

Необходимо заметить, что не все проблемы и вопросы, поступившие от граждан, удалось решить положительно. Причины самые разные: отсутствие финансовых средств, имеющиеся на руках у граждан судебные решения не в их пользу, а иногда и нерасторопность чиновников, отделывающихся отписками. Но и в этих случаях делаем все возможное, чтобы обратившийся не был обижен: разъясняем, убеждаем, оказываем юридическую помощь и просто человеческую поддержку.

По инициативе главы города и при поддержке депутатов с мая 2011 года по-новому строится работа с населением в избирательных округах. В каждом из них созданы депутатские центры, объединяющие 5 депутатов, прошедших в Думу по данному округу.

В этих центрах каждый из народных избранников вел и ведет прием избирателей (дважды в месяц в мае-июле 2011 года и один раз в месяц в сентябре-декабре 2011 года) по графику, который систематически публикуется в газете «Армавирский собеседник» и постоянно размещен на официальном сайте Армавирской городской Думы. Депутаты от ВПП «Единая Россия» второй ежемесячный прием ведут в гостинице «Северная», комната № 16. График также публикуется в газете «Армавирский собеседник».

Кроме того, в центрах по указанным адресам на постоянной основе работают координаторы, время приема ими граждан – с 9.00 до 18.00 часов с понедельника по пятницу включительно. Координаторы не только ведут прием, но и изучают на местах проблемы, поставленные избирателями, доводят до сведения депутатов округов все вопросы, пожелания и предложения, поступившие от населения, а депутаты способствуют тому, чтобы решения их через административные органы принимались более оперативно.

За время работы депутатских центров депутатами Армавирской городской Думы было проведено более 300 приемов избирателей, из них самими депутатами 256, их помощниками 54. На прием обратилось избирателей вдвое больше, чем в 2010 году, что дает нам основание считать, что открытие центров себя оправдало.

Согласно проведенному анализу в 2011 года из 1200 поступивших обращений от граждан:

- полностью выполнено 70%,

- в стадии выполнения 20%,

- не выполнено 10%.

Основное содержание устных обращений следующее:

- предоставление жилья и услуг ЖКХ;

- вопросы экологии, природопользования;

- материальная помощь;

- соблюдение общественного порядка;

- неурядицы в транспортном обслуживании;

- оплата коммунальных услуг;

- ремонт жилых домов;

- вопросы здравоохранения;

- вопросы промышленности, строительства;

- межличностные отношения и др.

Для дальнейшей активизации работы депутатских центров в 2012 году предполагается:

- депутатам Армавирской городской Думы более четко соблюдать график приема избирателей и вести прием только лично;

- должностным лицам администрации соблюдать сроки ответов на депутатские обращения и запросы, а именно - 15 календарных дней, а также более внимательно подходить к данным обращениям, совместно с депутатами находить пути решения поднятых вопросов и проблем, и ни в коем случае не отделываться отписками;

- организовать в депутатских центрах оказание бесплатных юридических консультаций населению города 1-2 раза в месяц силами студентов-юристов выпускных курсов ВУЗов;

- совместно с отделом по делам молодежи администрации муниципального образования город Армавир организовать, по необходимости, оказание волонтерами помощи одиноким гражданам и инвалидам на территории округа по их заявлению;

- координаторам центров более активно выстраивать постоянное взаимодействие в своем округе различных структур: депутатов, руководителей ТОС, председателей квартальных комитетов, управляющих компаний, участковых, руководителей предприятий и учреждений, предпринимателей и др.;

Необходимо также сказать доброе слово о том, какую многогранную помощь депутаты оказывают городу и избирателям за счет собственных возможностей и возможностей руководимых ими предприятий и организаций. Это ремонт школ, детских садов и учреждений культуры, установка детских и спортивных площадок, подписка ветеранов и инвалидов на газеты, оказание материальной помощи общественным организациям и отдельным гражданам, финансирование праздничных и спортивных мероприятий, выделение средств на дорогостоящее лечение граждан и др. В общей сложности спонсорская помощь депутатов исчисляется более чем 6 млн. рублей. Особо следует отметить активную работу в этом направлении депутатов 1, 2, 7 округов. В то же время хочу подчеркнуть, что депутаты, не имеющие возможности помочь материально, компенсируют это внимательным отношением к нуждам и запросам избирателей, желанием не только оперативно решить какой-то вопрос, но и проявить чуткость и внимание к их личным проблемам.

Общеизвестно, что в крае ежегодно проводятся социологические исследования с целью выяснения отношения населения к органам власти. В опросных листах содержатся также вопросы о том, какую оценку избиратели дают своим депутатам. В 2010 году чуть больше 20% выставили нашему депутатскому корпусу положительную оценку. В 2011 году удовлетворительно о работе депутатов отозвались 26% избирателей. Небольшой, но важный рост почти на 6% - это свидетельство того, что народные избранники постепенно набирают опыт общения с избирателями, а их дела становятся широко известными. Именно поэтому почти все сессии Думы начинаются с вручения депутатам благодарственных писем, поступившим от граждан и общественных организаций. Кроме этого, в газете «Армавирский Собеседник» за 2011 год опубликовано более 70 благодарностей избирателей за проделанную депутатами работу.

В текущем 2012 году нам предстоит закрепить все положительные тенденции года ушедшего. Это значит: совершенствовать правовые акты, которые способствуют дальнейшему развитию города, укреплению социальной защищенности его жителей. Основными направлениями работы Армавирской городской Думы в 2012 году будут являться:

- обеспечение реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- приведение муниципальных правовых актов в соответствие с изменениями федерального и краевого законодательства;

- систематический контроль за исполнением городского бюджета;

- реализация мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;

- повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в целях устойчивого социально-экономического развития города;

- приоритетная поддержка развития предпринимательства;

- решение наболевших проблем в работе жилищно-коммунального хозяйства города;

- активное участие в федеральных и краевых целевых программах;

- совершенствование контроля за деятельностью административных органов, за исполнением принятых Думой решений.

Подводя итог сказанному, считаю, что в 2011 году городская Дума работала в целом удовлетворительно, хотя не обошлось без недостатков. Однако предстоит сделать значительно больше. 2012 год обещает быть не менее напряженным, не менее наполненным важнейшими событиями, которые потребуют от народных избранников еще более ответственного, инициативного подхода к своей работе.

Хочу заверить избирателей, что депутатский корпус, осуществляя свою деятельность в тесном контакте с Главой и администрацией города, сделает всё возможное, чтобы обеспечить Армавиру устойчивое развитие во всех отраслях, чтобы создать надежные предпосылки для дальнейшего улучшения условий труда, быта и отдыха всех живущих в нашем городе.